О ПАМЯТИ ХОРОШЕЙ И ПЛОХОЙ

  Автор:
  1183

Кому-то везёт, он обладает цепкой памятью с самого раннего детства и сохраняет её до глубоких седин. Кому-то везёт меньше и он с трудом вспоминает то, что было ещё совсем недавно. А кто-то не жалуется на память и можно сказать, не чувствует её. Ведь когда мы здоровы, мы просто этого не замечаем, это само собой, это естественно. Однако трудно найти человека, которому не хотелось бы улучшить память.

Жалуясь на плохую память, мы никогда не жалуемся на плохой ум или на то, что нам его мало досталось. А нашей памяти чаще всего именно ума и не хватает, иначе говоря, привлечения его для помощи памяти.

Сегодня поток информации столь велик, что и обладая хорошей памятью, быстро наступает время, когда она, память, нуждается в помощи и поддержке. А если говорить точнее, то память нуждается в организации. Многочисленные научные эксперименты в этой области показали, что осмысленность улучшает работу памяти в девять раз.

Мнемоника – это искусство запоминания. Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Для упрощения запоминания абстрактные понятия и факты связываются с имеющимися визуальными, аудиальными и кинестетическими представлениями уже имеющимися в памяти.

Существует множество техник для запоминания и последующего воспроизведения информации: метод ключевых слов, ассоциативный метод, запоминание по лицам, именам, цифрам и так далее. Ведь согласитесь, что такой номер телефона, как 345 04 50 мы будем запоминать как 3-450-450, а номер 3101010, как 3-десятки, а такой 341 23 43, как 3-41234-3.

Чтобы не забыть PIN-код пластиковой карточки, хорошо также провести определённые связи. Например, 5382. Для меня, как для музыканта по своей профессии, которой я отдала почти 40 лет, это будет 1953 год – это две последние цифры года смерти Сергея Сергеевича Прокофьева, а 1782 год – это две последние цифры года рождения великого итальянского скрипача Никколо Паганини. Поскольку для меня это мои любимые легендарные Личности, с именами которых была связана продолжительная часть моей жизни, то PIN-код 5382 – это Прокофьев и Паганини.

Запоминая стихи наизусть, лично я использую визуальные, кинестетические связи и действие. Я ассоциирую себя, как реального участника происходящих событий или переживаемых эмоций. Воспроизводя эту информацию, я просто заново это переживаю, мысленно действую и тем самым помогаю своей памяти.

Просто поражает информация о феноменальной памяти журналиста и профессионального мнемониста Шерешевского Соломона Вениаминовича (в некоторых источниках Шеришевского), который на вершине своей мнемонической карьеры заботился не о том, как запомнить, а о том, как забыть! Он изобретал приёмы для забывания. Он записывал то, что нужно было забыть! То есть мы в быту записываем то, что нужно запомнить, а он записывал для того, чтобы забыть! Скачайте и прочтите книгу Лурия А.Р. «Маленькая книжка о большой памяти»и она вас немало удивит.

Наша забывчивость может быть связана с тем, что информация, которую нам, кажется, надо запомнить, нам неприятна, вызывает отрицательные эмоции или просто безразлична. А возможно она была в момент восприятия перекрыта другой, более важной или информацией вызвавшей более сильные эмоции. Таких людей называют рассеянными.

То есть запоминание требует определённой настроенности, определённых упражнений, но которые обязательно связаны с нашими склонностями и способностями. Тут полезных советчиков будет немного. Надо прислушаться к себе и понять что нужно именно нашей памяти. При всех достижениях науки, знания о памяти остаются всё ещё неизведанными и таинственными.

В своей жизни мне пришлось неоднократно переезжать из одного города в другой на постоянное место жительства и, соответственно, менять место работы. Приходя в новый коллектив, нужно было сразу запомнить много имён. Каждый раз я заводила в записной книжке страничку, писала имя человека, его должность, в одном- двух словах предмет разговора и какие-то обстоятельства, при которых был разговор: комната, мебель, свет, одежда, то есть те обстоятельства, которые зрительно запомнились. Увязав это один раз и заглянув в записную книжку один-два раза, мне уже не нужно было в следующий раз в неё заглядывать. Причём память цепляла это надолго, даже тогда, когда это было уже не нужно.

Существует несколько видов памяти, и у разных людей преобладает какая-то своя память. Например, кто-то хорошо запоминает зрительно, то есть увидев текст, а равно как и номер телефона, адрес или какое-то объявление, человек легко воспроизводит эту информацию, буквально представив её себе зрительно.

Вспомните фильм «Щит и меч», когда Станислав Любшин в роли Иоганна Вайса, советского разведчика, прототипом которого стал разведчик Александр Святогоров, приходит на явку в кабинет к врачу и, закрыв глаза, диктует огромное количество цифр зашифрованного текста, который потом будет обработан шифровальщиком и станет ясно содержание этого текста.

Есть моторная память и кому-то информацию надо написать собственной рукой. Про человека, мастера своего дела могут говорить: человек — «золотые руки». Этот человек имеет прекрасную моторную память. Такая же память преобладает у спортсменов и музыкантов.

Как профессиональный музыкант в недалёком прошлом могу засвидетельствовать, что во время сценического выступления, а значит в обстановке повышенного напряжения и определённого стресса, иногда возникает вопрос, который часто подводит музыканта. Он звучит приблизительно так: какой далее музыкальный текст?

Как правило, лучше гнать от себя такую мысль и просто довериться моторике. Ведь любое сценическое выступление музыканта – это результат многолетних упражнений и многочасовой работы над данным исполняемым произведением. Моторная память выручит. Конечно, существуют и многие другие приёмы, помогающие музыкальной памяти – это осмысленность логики развития произведения, музыкальная теория и многое другое. Но это не цель данной статьи.

Наш день состоит не только из каких-то важных дел, которые обязательно надо выполнить, но также из совсем не важных, но очень желательных, например, покупка закончившейся в доме соли. Лично мне нужно эту мелочь записать, положить маленький листочек в кошелёк и тогда уж я точно принесу в дом соль.

У сетевика задач может быть не мало. Они могут быть срочными, которые надо сделать сегодня, они могут быть перспективными, отложенными на продолжительное время, но про которые тоже нужно вспомнить вовремя и приступить к их выполнению или подготовке.

Нам могут помочь обычные ежедневники, а можно воспользоваться календарями, которые предлагает почта gmail или mail. Если вы не знакомы с почтовыми календарями, очень рекомендую.

Там есть возможность заполнить календарь на много времени вперёд, указать и день, и время, и написать комментарии, и обозначить повторяемость. То есть, заполняя только одну страницу, указать как часто вам нужно это напомнить и календарь внесёт это пожелание сразу на все необходимые вам странички. А главное, открывая рано утром свою почту, вы найдёте в своём ящике письмо, в котором почта напоминает вам о всех делах, запланированных на этот день.

А есть другие ресурсы, например органайзер Leader Task. Зайдите по ссылке, скачайте органайзер. Вас не оставят без помощи. Служба поддержки отправит вам несколько видеофайлов, из которых вы узнаете, что управлять этим органайзером не только просто, но и увлекательно!

Ну, а если ведение ежедневника от руки вам нравится больше, то вы можете не изменять своей привычке, тем более, если у вас моторная память.

А какие секреты памяти есть у Вас? Оставьте свои комментарии.

Желаю вам большой дружбы с вашей памятью!

Вам понравилась статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с друзьями:
Как гарантированно создать работающий бизнес в Интернет за 3 недели!
Оставьте свой комментарий:
Один комментарий
  1. Евгений Санаров

    Огромное спасибо Татьяна! Очень полезная информация. Важные дела не забываю, а вот мелочи типа купить соль и спички — постоянно. =)

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук