АРКАДИЙ РАЙКИН

  Автор:
  2154

 

Сегодня героем рубрики «Яркие звёзды, их не меркнущие звёзды» стал Аркадий Райкин.

Без преувеличения можно сказать, что моё поколение выросло с Аркадием Райкиным. Без его участия по ТВ не проходил ни один «Голубой огонёк», или правительственный концерт в Колонном зале Дома Союзов. Я, девчонка, ждала у экрана телевизора, несмотря на позднее время передачи, появления Аркадия Райкина.

Радио не отставало от ТВ, не говоря уже про всесоюзную студию грампластинок «Мелодия». Хотите слушать любимого артиста, пожалуйста! Хорошо вот сегодня YouTube есть, набрал в поисковой строке «Аркадий Райкин» и попал по времени в собственное детство!

А сегодня моё поколение не только повзрослело, но и постарело, и не стало Аркадия Райкина, а вместе с ним, к величайшему сожалению, ушёл и тот стиль, и тот уровень профессионализма, и высочайшей культуры, без которых не мыслима эпоха Райкина.

Не знаю, может быть от собственной «старости», но мне кажется, что сегодня юмористические программы рассчитаны на людей не далёких и просто слабоумных. Райкин же своим искусством приподнимал поклонника своего искусства, говорил с ним простым и понятным языком, но в высоком стиле. Современные юмористы опускают культурный уровень слушателя, говоря с ним языком глупости и пошлости.

Многие юмористические миниатюры Райкина не потеряли своей актуальности до сегодняшнего дня, а крылатые фразы продолжают жить и сегодня. И это не удивительно, ведь его рассказы касались тем вечных – любви, человеческого подвига, человеческой подлости, высоких и низких страстей.

В одной из книг, которые я использовала при подготовке этого выпуска, я встретила фразу, поразившую меня тем, как высоко оценено автором книги искусство Аркадия Райкина и как точно эта мысль выражена. Автор книги, Николай Надеждин, сравнивает Райкина не с кем-то, а с самим Шекспиром. Он пишет: «Только у Шекспира зритель сначала плакал, а потом улыбался. А у Райкина – сначала покатывался со смеху, а потом… плакал».

Артистическая жизнь Райкина была достаточно продолжительна — полвека. И что самое приятное, на протяжении всего этого периода его популярность, стремительно в короткое время набрав высоту, ни на мгновенье не падала. Он был высочайшим Мастером своего дела.

Родной дом

Родители Аркадия Райкина были замечательными и образованными людьми. Однако и здесь не обошлось без конфликта «отцов и детей». Именно по этой причине Аркаша, будучи молодым человеком, был вынужден покинуть родительский дом, не найдя понимания со стороны родителей, и прежде всего отца, в выборе своей будущей профессии.

Но этот конфликт и потрясающая несгибаемая воля молодого человека в самостоятельном выборе своего пути, говорили о силе личности и целеустремлённом движении к встрече со своей судьбой. Он пришёл в этот мир, чтобы помочь людям критически взглянуть на свои недостатки, свои страсти, но при этом не быть униженными и следовать по пути собственного самосовершенствования без давления со стороны и с радостной улыбкой на лице.

Как много в жизни каждого из нас значит роль родителей и особенно матери. Елизавета Борисовна, мама Аркадия, урождённая Гуревич, не работала, занималась воспитанием детей. В воспитании детей это много значит, когда мама в любой момент может и приласкать, и накормить, и посоветовать. Думаю не случайно уже у Райкина — артиста — были миниатюры о воспитании детей. Мне очень нравилась эта миниатюра, которая и сегодня злободневна.

Отец Райкина, Исаак Давидович, был бракёром, то есть специалистом по проверке качества строительного леса в порту. Семья в ту пору жила в Риге, где собственно 24 октября 1911 года и появился на свет Аркаша. Позднее в семье появились на свет ещё две сестры, Белла и Софья, и сын Максим. Мальчикам удалось состояться в искусстве. Причём, младшему пришлось взять псевдоним, он стал Максимом Максимовым, чтобы не быть в тени своего талантливого, если не сказать гениального брата.

В 1919 году семья принимает решение вернуться в Россию. Сначала они переезжают в Рыбинск, а тремя годами позже в Петроград, город, который и стал колыбелью таланта Аркадия.

В школе Аркадий учился хорошо. Он имел широкие интересы, ему до всего было дело. К тому же он обладал блестящей памятью.

Увлечение театром

Увлечение театром пришло внезапно. Ещё в Рыбинске он несколько раз посетил вместе с матерью местный театр и сценическое действо, выражаясь сленгом сегодняшнего дня, «зацепило» его навсегда. А переехав в Петроград, он постарался сразу же попасть в театр Александринку, и впечатление оказалось ошеломляющим. А ведь мальчику шёл ещё только 12-й год. С тех пор он старался не пропускать ни одного спектакля. Даже игры с друзьями превращались в игру в театр. Всё своё свободное время он проводил возле театра и придумывал всевозможные хитрости, чтобы попасть в театр без билета, ведь билеты в театр были ощутимо дорогими.

К сожалению, в 13-летнем возрасте Аркадий, катаясь на коньках, серьёзно простудился. У него развилась ангина, которая дала осложнение на сердце. Причём ситуация была настолько критическая, что казалось дни ребёнка сочтены. Но молодость сделала своё дело! Хоть болезнь и уложила его в постель на 9 месяцев, но он поправился, заполучив на всю оставшуюся жизнь ревматизм и ревмокардит.

Поправившись, Аркаша снова забегал в театр. Денег на билеты не было, семья жила достаточно затруднительно в финансовом отношении, но он нашёл выход из положения. Выход не самый красивый, но что не сделаешь ради своего будущего! В доме любили читать и потому была хорошая библиотека книг. Вот и повадился Аркаша таскать из дома книги и продавать их уличным перекупщикам.

Конечно же, преступление вскоре было обнаружено, он получил наказание из серии «традиционных методов», познакомившись с ремнём отца. И «преступление и наказание» повторялись ещё не раз. Но в театр он бегать не перестал. Культурный и вежливый мальчик очень нравился билетёрам, и они часто пускали его на спектакль без билета.

В школе Аркадий посещал театральный кружок, и свои первые роли он сыграл именно там. Ему несказанно повезло с профессиональными наставниками. Первым был ещё в школьном кружке Юрий Юрский, отец знаменитого будущего актёра Сергея Юрьевича Юрского. Уже тогда Ю. Юрский смог разглядеть комедийный талант своего воспитанника, предложив ему инсценировку рассказа Зощенко.

Но школа имеет обыкновение заканчиваться, а вместе с ней и заканчивается детство. Нужно выбирать профессию, а профессия уже давно выбрана. Не хочет с этим мириться только отец Аркадия, и молодому человеку после крупного семейного скандала придётся уйти из дома.

Самостоятельная жизнь

Однако в первый год после окончания школы Аркадий пропустил срок вступительных экзаменов. Ему предстояло год ждать. Ждать- то ждать, но нужны были средства к существованию, и Райкин идёт на Охтинский химический завод работать в качестве лаборанта.

А где жить? Да, конечно в общежитии! Но для Аркадия это было не сложно. Он вырос в большой коммунальной квартире, которая мало чем отличалась от общежития. Он не был шокирован простыми нравами людей, пьянством среди молодёжи, нецензурными выражениями…
«Нет худа без добра». Жизнь в общежитии и работа на заводе научили его ценить трудовую копейку, правильно расходовать деньги, экономить, делать разумные покупки. Он не стал ни скрягой, ни жмотом.

К тому же, он много почерпнул для своей будущей работы: это образы, привычки, манеры, выражения, поведение простых людей. Всё это стало материалом для его будущих юморесок. Вспомните, например, «В греческом зале», найдите это на YouTube.

Аркадий понимал, что если не поступит в Техникум сценического искусства, то именно такая жизнь ждёт его в будущем. То есть была получена и великолепная школа целеустремлённости.

В конце лета 1929 года Аркадий держал экзамен в Техникум и был принят. А несколькими годами спустя и наладились отношения с семьёй. Ну, невозможно родителям не согласиться с правильным выбором жизненного пути, когда впереди ребёнка идут известность, успех, слава.

И здесь Райкину снова повезло на педагогов. Режиссёрско — актёрский курс вёл Владимир Николаевич Соловьёв, выдающийся режиссёр театра Мольера. Он также, как и Юрский, сразу увидел эстрадный талант ученика в его малой форме, а не в традиционном драматическом действии. Именно в эстрадной миниатюре Аркадий Райкин наиболее ярко смог реализовать как актёрский, так и режиссёрский талант.

Смешные мини – спектакли, крошечные скетчи, в которые вмещалась целая жизнь персонажа, впечатляли не только взрослых, но и детей. А его кумир, Чарли Чаплин, этот лучший мим в мире театрального и киноискусства заочно «учил» своего наблюдательного и самостоятельного «ученика».

Первая любовь

В 1935 году в жизнь Аркадия Райкина пришла любовь. Очаровательная Руфина Марковна Иоффе, ставшая женой Райкина, отдала себя служению супругу и его делу. Талантливая актриса, талантливый литератор (под псевдонимом Р. Рома она печаталась в «толстых» журналах) она поставила крест на своей артистической карьере.

Быть супругой Аркадия Исааковича, значит быть не только в радости, в печали или в тени его славы, но и мыкаться по съёмным квартирам и исколесить всю страну в гастрольных поездках. Отдавая всего себя своему театру, Райкин мало занимался домашним хозяйством. Ну разве это невозможно понять!? Перефразируя знаменитую фразу, можно сказать гений и домашнее хозяйство — две вещи несовместимые. А по сему, Руфине приходилось вести хозяйство самостоятельно и изо всех сил стараться превратить их квартиру в уютное семейное гнездо.

Не стало легче и тогда, когда появились дети. Естественно они потребовали много внимания к себе. Возвращающийся поздно с работы Райкин, уставший и как любой актёр в конце дня опустошённый, он старался общаться с детьми весело, легко и мудро. Дети, Константин и Екатерина, считали Аркадия Исааковича чудесным отцом.

Как Вы думаете, будет ли объектом пристального внимания мужчина интеллигентный, красивый, успешный и обаятельный? Конечно, да! Без женского внимания Аркадий Исаакович не оставался. И что греха таить, часто не мог устоять под натиском женских чар. Это совершенно не значит, что он не любил свою жену. Бывают в жизни и такие ситуации.

А ведь любовь Аркадия Исааковича к жене была очень крепко проверена жизнью на прочность. Дело в том, что позднее, в середине 70-х годов случилось несчастье. Руфь Марковна тяжело заболела, её разбил паралич и она на 15 лет потеряла способность говорить. Муж заботливо ухаживал за женой и старался, насколько это позволяла его профессия, больше быть рядом с супругой.
Многие ли мужчины выдержат такое испытание?

Но справедливости ради надо сказать, что такое же испытание прошла и любовь Руфь Марковны. Ранее, летом 1937 года, тяжело заболел сам Райкин. Именно в тот момент выяснилось, что детское заболевание не прошло бесследно и оставило свои последствия на всю оставшуюся жизнь. Начавшись с банального насморка, болезнь коварно и стремительно развивалась и сильнейшим образом поразила сердце.

Райкин снова оказался между небом и землёй. После тяжёлого заболевания он даже поседел, а ведь ему в то время было всего 26 лет. Волосы пришлось подкрашивать. Он оставлял только одну седую прядь, что придавало ему особое очарование.
И поднялся он после болезни благодаря заботе и уходу жены. С того времени он понял, что здоровье его требует пристального внимания.

Я, наверное, скажу сейчас очень непопулярную мысль. Она будет совершенно не в духе понимания сегодняшних «семейных» отношений, когда люди живут, не стремясь официально и законодательно оформить свои отношения. Удобно – живём, не стало удобно – разбежались. Семейные отношения не есть нечто данное, они формируются, они создаются и не только для того, чтобы родить детей или иметь равные права на нажитое совместное имущество. Они строятся прежде всего для того, чтобы пройти по жизни вместе и в трудную минуту жизни быть рядом и поддержать человека своей судьбы. Уж у разбитого корыта таким людям оказаться не суждено. Наградой будут спокойная неодинокая старость и взаимоуважение.

Творческие поиски

После окончания техникума Райкину снова повезло с наставником. Это был Михаил Николаевич Савояров. Настоящая фамилия Савоярова, как ни странно, Соловьёв. Савояров стал не только учителем Аркадия, но и покровителем. Он помог Райкину во время трудоустройства в театр, который впоследствии стал знаменитым райкинским Театром миниатюр.

В поисках своего театра и своего жанра Аркадию Исааковичу ещё пришлось сменить и несколько театров, и поучаствовать в драматических спектаклях, и сниматься в кино. Но, как часто бывает, Его Величество Случай, сыграл свою великую роль. В связи с болезнью одного артиста, который должен был вести концерт в качестве конферансье, Райкина попросили помочь. При ведении концерта он сорвал оглушительные аплодисменты, и с этого началось, я бы сказала, триумфальное шествие Райкина по лестнице театральной Славы.

Концерт Райкин вёл в новой для того времени манере. Он разговаривал со зрителем осознанно не громко, чтобы, находящиеся в зале, внимательно слушали. Говорил очень проникновенно, доверительно, вплетая в свой текст остроумные шутки и наблюдения. Зал просто взрывался от смеха.

Весть об оглушительном успехе Райкина быстро облетела обе столицы. И ему пришлось в Москве некоторое время поработать. Но это были поиски своего героя, своего голоса, своих манер…

Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Аркадию Исааковичу суждено было проявить свой талант и в роли руководителя театра. Он становится им в трудное для страны и театра военное время в 1942 году. Конечно, с годами всё более проявлялись его диктаторские нотки, но кто ж будет с течением времени в этом копаться, дело то шло успешно.
Театр быстро набирал популярность и свою широчайшую известность не только в стране, но и за рубежом.

Гастрольные поездки

Я думаю, что юмор и сатира очень неблагодарные жанры для показа на гастролях в другой стране. Конечно, есть вещи, которые выглядят одинаково смешно у любого народа. Но, согласитесь, есть такие тонкие юмористические струнки, которые могут быть понятны только там, где они родились в связи с традициями и обычаями народа. Но эту трудность Аркадий Исаакович и театр в целом выдержали блестяще.

Если обратиться к другому жанру театрального искусства – опере, то надо отметить, что оперный спектакль всегда идёт на языке оригинала. То есть, если это итальянская опера, то её исполняют на итальянском языке. И любой певец, приглашённый в спектакль, должен петь на итальянском, каким бы ни был его родной язык. Если завтра в программе этого же театра опера русского композитора, то не сомневайтесь, она будет исполнена на русском языке.

Жанр сатиры не загоняют в столь жёсткие рамки. Аркадий Исаакович не знал иностранных языков, но в каждой гастрольной поездке он старался несколько номеров исполнить на языке той страны, куда приезжал.
Побывать в гастрольной поездке за рубежом хотелось любому советскому артисту. Но из воспоминаний многих и многих артистов можно узнать, что советские власти и Министерство культуры очень неохотно давали добро на такие гастроли и чинили всякие препятствия.

Часто и Райкину не давали добро на поездки. Особенно трудно стало после того, как из гастрольной поездки не вернулись в страну два великолепных балетных танцора, Нуриев и Барышников. Отказы следовали один за другим даже тогда, когда инициатором гастролей были не сами артисты, но арт менеджеры зарубежных стран.

Так было, например, с гастролями в Лондон. На прошение дать возможность Райкину приехать с гастролями, Англия получила категорический отказ. Компания ВВС, открывавшая на тот момент новый телеканал и желающая сделать своим зрителям приятный сюрприз, подняла величину денежного вознаграждения до суммы просто «неприличной». По некоторым данным речь шла о миллионе фунтов стерлингов, сумма по тем временам просто гигантская. Министерство Культуры не выдержало соблазна получить столь крупный лакомый кусок, и дало согласие.

Знаю не понаслышке, что с такого барского стола артистам доставались жалкие крохи. А когда Великобритания через некоторое время снова обратилась с приглашением Райкина на гастроли, то о запрете уже никто не вспоминал. И не сомневайтесь, что выступление было триумфальным, ошеломляющим, о чём во весь голос трубили местные средства массовой информации.

Донос, сплетни

Не удалось Райкину избежать и столь характерного для нашей страны явления, как донос. Дело в том, что на спектакль в театр Райкина заглянул секретарь Волгоградского обкома партии. По словам очевидцев, это был человек серый и бездарный, и в силу своей ограниченности он пришёл в ужас от спектакля, назвал его контрреволюционным и написал донос.

Реакция на донос была молниеносной. Была запрещена продажа билетов на первый ряд и в течение недели на первом ряду сидели, как писал потом Райкин, «Костюмы одинаковые, блокноты одинаковые, глаза одинаковые, лица непроницаемые… Всё писали и писали…». Конечно разразился скандал и Аркадия Исааковича вызвали на ковёр в ЦК КПСС.

А вина то в чём была? А в том, что цитировали Ленина. Ничего не комментировали, но цитировали. В.Ф.Шауро, возглавлявший в то время отдел Культуры ЦК КПСС, во время беседы колотил кулаком по столу и кричал, что Райкину следует поменять профессию. Кто бы говорил!!! А говорил партийный функционер и не состоявшийся школьный учитель.

После той беседы Аркадия Исааковича увезли в больницу с обширным инфарктом. Из болезни он выкарабкивался с большим трудом. Мы помним с Вами, что сердце уже не раз выдерживало мощные атаки на его здоровье с самыми грустными последствиями. Из больницы он вышел абсолютно седым.

А что же его обидчик? А что им партийным лицемерам сделается? Он дожил до своего 95-летия, наблюдая позже, видимо спокойно и холодно, за разрушением того режима, на страже которого он так ревностно и бездарно стоял.

Однако этим дело не ограничилось. Как и следовало ожидать, за «преступлением» последовало наказание. Наказан был не только Аркадий Исаакович, но и весь театр. Во-первых, театру было запрещено выступать в Ленинграде и Москве, а во-вторых, театр отправили в бессрочные гастроли в Петрозаводск. Наказание продлилось до конца театрального сезона, то есть до лета 1971 года.

А тут ещё поползла жуткая сплетня, будто Райкин переправил в Израиль драгоценности в гробу с трупом своей матери. Эта грязная сплетня обсуждалась даже на одном из крупных предприятиий Москвы во время лекции по Международному положению. Дошла эта информация до Райкина от одного из его родственников. Тут уж не осталась в стороне жена Райкина. Она обратилась в райком партии, узнала фамилию лектора и потребовала публичного извинения. Через несколько дней в квартире Райкиных раздался телефонный звонок, в котором звонивший сообщил, что лектор снова был на предприятии, принёс свои публичные извинения и теперь отстранён от работы.

Райкин, выйдя из больницы предпринял шаг, который не каждому по плечу. По своей инициативе он пошёл ещё раз на встречу с Шауро и повёл разговор в открытую. Он предложил говорить друг другу то, что каждый из них знает о другом. Райкин говорил о растущем бюрократическом аппарате, о взяточничестве, о растущей коррупции, о таком недостойном оружии против оппонента, как сплетня. Шауро сделал вид, что не понимает о чём речь и перевёл разговор на другие темы.

Однако, как это ни странно, но это помогло. Ленинград не мог более оставаться без театра Аркадия Исааковича, к тому же приближался юбилей Райкина, его 60-летие да и наказание было не малым. Поэтому театр летом 1971 года вернулся в Ленинград.

Всё улеглось только к 1974-му году. Победа далась очень высокой ценой – здоровьем, болезни начали постоянно преследовать Аркадия Исааковича. К тому же заболела серьёзно Руфь Марковна, она перенесла инсульт и последние 15 лет своей жизни была лишена возможности говорить.

Писатели-партнёры

Несколько слов об авторах-писателях, сотрудничающих с Райкиным. Это были не менее талантливые люди. Своим успехом Аркадий Исаакович обязан людям, которые писали тексты его выступлений. Это Владимир Поляков, Владимир Масс, Михаил Червинский, Михаил Зощенко, Евгений Шварц, Николай Эрдман, Михаил Жванецкий. Вот уж где вовсю потрудился закон притяжения. «Подобное подобному радуется».

Если позволить себе такую дерзость, как подведение итогов жизни Райкина, то надо сказать, что если на его пиджаке закрепить все полученные награды, то, пожалуй, он мог соперничать с человеком, получившим боевые награды. Вот далеко не полный перечень наград:

 Орден Трудового Красного Знамени
 Два Ордена Отечественной войны I степени
 Орден Отечественной войны II степени
 Ленинская премия
 Звание Героя Социалистического Труда и сопутствующая ему Золотая Звезда и орден Ленина
 Орден Дружбы народов

Сколько бы ни было наград, но для любого настоящего актёра главная награда – это любовь зрителей. А любви от зрителя у Райкина было столько, что хватит не на одну артистическую жизнь. А главное, любовь была настоящей. Её невозможно приобрести по распоряжению партийного документа или в ходе прослушивания лекций по международному положению.

Аркадия Райкина не стало 17 декабря 1987 года. Прошло почти 26 лет. Сегодняшнему молодому поколению имя Райкина знакомо далеко не всем. И очень грустно, что за это время на сцену сатиры и юмора всё ещё не пришла фигура, которая не просто была бы достойной имени Райкина, но и составила бы ему достойное продолжение, пусть хоть и в новом ключе. Уж очень тонка ниточка искусства сатиры и юмора.

Бережно сохраняя память о великом артисте, мы будем с нетерпением ждать новые таланты, в ценностях которых высокий профессионализм, неподдельное искусство, талант, огранённый большим трудом, чистая совесть и глубокое уважение достоинства своего зрителя.

Мы помним и любим Вас, Аркадий Исаакович! Светлая Вам память!

Вам понравилась статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с друзьями:
Как гарантированно создать работающий бизнес в Интернет за 3 недели!
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук