АЛЛЕЯ ЗВЁЗД: ГЕНРИ ФОРД

  Автор:
  844

На «Аллее Звёзд» моего блога появилась фигура Генри Форда. Вряд ли найдётся человек, которому ничего не скажет это имя. Генри Форд – это целая эпоха, это великая история, следы которой останутся в веках.

Не каждый человек задумывается или понимает,  зачем он пришёл в этот мир и не каждый себя находит. Генри Форд и знал,  и нашёл!

Я не склонна идеализировать данную ситуацию и утверждать, что каждый человек приходит для великих свершений. Природа наделяет нас разными задатками и чтобы пойти по правильному пути хорошо бы прислушаться к себе. Хорошо бы  услышать тот зов, который есть внутри каждого из нас и послушно пойти за ним.

И счастливы те, кому  не помешали на этом пути, не преградили дорогу, например, любящие родители. Уверена,  что выполняя то, что, как говорится у русского народа тебе «на роду написано», можно принести пользу другим людям.

Быть хорошим учителем или врачом, мудрым наставником, классным водителем, талантливым артистом, серьёзным бизнесменом или руководителем учреждения – разве этого мало? Главное, чтобы с радостью и удовольствием делать это и не смотреть вопросительно на часы: «Когда же это закончится?»  Живущие по таким правилам счастливы, они мало болеют и не жалуются на жизнь.

А что же наш герой?

А наш герой – это целая автомобильная эра. Кто изобрёл автомобиль – сказать трудно.  И не в один день такое явление могло родиться. Но то, что американский автомобиль рождён Генри Фордом – бесспорно!

Генри Форда можно смело назвать гением. К достижению своей мечты он шёл упорно, не сворачивая со своего пути, оставаясь верным ей и не обращая внимания на свои финансовые трудности, которые преследовали его вплоть до 40-летнего  возраста.

  В 1875 году, будучи 12-летним мальчиком, он поехал на лошадях вместе с отцом в Детройт. По пути им встретился локомобиль и встреча эта направила жизнь Генри в своё русло, в то русло, в котором ему суждено было проявить все свои самые лучшие качества.

(Для справки: Локомобиль – это монструозная тяжеленная машина, которая перемещалась сама)

В момент короткой остановки, когда нужно было лошадям спокойно разъехаться с грозно тарахтящим локомобилем, Генри успел выспросить у молодого чумазого машиниста подробности устройства локомобиля. Молодой человек с удовольствием о них и рассказал.

С тех пор самодвижущаяся телега не выходила у мальчика из головы. По признанию самого Генри Форда,  встреча  с этим локомобилем положила начало пути создания американского автомобиля. Но до автомобиля было ещё далеко.

Семейство Фордов приехало в Америку в 1847 году из Ирландии. Они приехали без гроша в кармане. Постепенно,  благодаря упорному и тяжёлому труду на земле, Форды  добились благополучия и надёжного положения.

Мать Генри, Мэри, родила шестерых детей. Генри был её первенцем. В 37 лет она умерла, оставив старшего Генри в возрасте 13 лет, а младшего Роберта в возрасте 3-х лет. Генри часто вспоминал мать, говоря, что ему не хватало её ласки и заступничества.

Будучи обычным сельским тружеником,  отец Генри,  Уильям Форд,  не умел приласкать детей, воспитывал их сурово. Однако, это не мешало ему по-своему любить детей. Всю жизнь он старался дать им то, что помогло бы им выжить в этом мире. Возможно,  эти суровые обстоятельства послужили формированию у Генри таких качеств, как воля, целеустремлённость, самостоятельность, дисциплина, ответственность, жёсткость во взаимоотношениях с людьми, скупость, расчётливость…

Генри не проявлял никакого интереса к сельскохозяйственному труду, что огорчало отца. Но это совершенно не относится к работе с какими-нибудь механизмами: сеялками, веялками, молотилками. Он мог возиться с ними долгими часами: перебирал детали, смазывал их, ремонтировал. Вот он тот зов, на который шёл Генри.

  В доме от него прятали все механические игрушки. Едва такая игрушка попадала в руки Генри, как участь её была решена. Игрушка немедленно разбиралась из-за непреодолимого желания посмотреть,  что там внутри,  и как устроен механизм, приводящий игрушку в движение.

Высшего образования у Генри Форда не было. Закончив 8 классов, он решил, что этого достаточно. В один прекрасный день, собрав свои инструменты, никому ничего не сказав, он уходит из дома устраивать свою жизнь. Вернётся Генри в родной дом в 22-х летнем возрасте. Отец примет это, как возвращение блудного сына, но у Генри была своя причина. И причиной была женщина. Он возвращается, чтобы жениться на Кларе Брайтон.

Родители Клары не могли выдать дочь замуж за нищего механика. Поэтому, получив от отца участок необработанной,  заросшей лесом земли в 40 акров, Генри приступил к её обработке: выкорчевал лес, вспахал землю, засеял пшеницей и приступил к постройке дома… Родители Клары с удовольствием отдали дочь за фермера, человека «с руками» и «с головой».

Но жизнь фермера мало интересовала Генри. Работая на земле, он ни на один день не оставлял своей работы с техникой. Ему не хватало инженерной среды, общения с людьми себе подобными, с такими же увлечениями, как у него. Генри затосковал. Вскоре они вместе с Кларой всё бросают и уезжают в Детройт.

  Скромная Клара не возражала. Она считала, что жена не имеет права ломать планы мужа, даже если они кажутся сумасшедшими. Продолжая конструировать газолиновый двигатель, Генри обещал, что изобретение принесёт молодому семейству славу, деньги и счастье. Это в конце концов и случилось. Нужно было только подождать.

Вот перечень рабочих мест, которые вели его к цели:

  • Механическая мастерская Драйдона
  • Компания «Вестингауз» строящая локомобили
  • Мастерская Игль в Детройте по ремонту двигателей конструкции Отто
  • Детройтская электрическая компания Томаса Эдисона
  • Детройтская автомобильная компания
  • И, наконец, собственная мастерская в сарае №81,

С этой мастерской и началась компания «Форд Мотор Компани». На первых порах этот сарай служил и главным заводским помещением и главным офисом компании.

Не буду говорить о любви, но задамся вопросом:  какими качествами должна обладать женщина, жена, которая на протяжении многих молодых, лучших лет своей жизни, слушала обещания счастливой жизни с большим достатком.   Видеть, что все средства идут на новые разработки, железки, иногда рискованные финансовые решения и при этом не вмешиваться в дела мужа и не «пилить» его.

А ведь в истории не мало случаев, когда женщина, не дождавшись «звёздного часа» своего мужа, просто бросает его, да ещё в трудную для мужчины минуту (первое имя, которое пришло в голову, это Игорь Крутой)

Только два раза Клара вмешалась в дела и «поднажала» на мужа, когда он уже, заразившись «звёздной болезнью»,  был на грани принятия ошибочного решения в момент конфликта с профсоюзами своего завода и в момент передачи права наследования и правления заводом своему внуку Генри Форду II.

Что значит личность Генри Форда для истории, для развития автомобильной промышленности, для смежных видов бизнеса и для развития социальной политики?

  • Он создатель американского автомобиля. При разработке каждой новой модели учитывались все возможные способы её удешевления при строгом сохранении качества её  изготовления
  • Снижение затрат на производство сопровождалось повышением заработной платы. Поэтому рабочие завода могли купить автомобиль, отложив от 3-х до 8-ми зарплат,  смотря какую модель им хотелось приобрести (но не после десятка лет грустных накоплений в социалистическом государстве!)
  • Конвейер – изобретение Форда. Конвейер позволил разбить на части и упростить процессы сборки. Каждый из рабочих выполнял только некоторые виды работ, связанные с определённым узлом в многогранном процессе сборки автомобиля. Это снизило количество брака, повысило качество работы и сократило время изготовления одного автомобиля.
    Во время расцвета автомобильного производства Форда каждые 63 минуты заводские цеха покидал новый готовый автомобиль.
  • Социальным достижением Форда являлось то, что он первым в мире ввёл 48-ми часовую шестидневную рабочую неделю. Следует  уточнить, что в СССР такой график работы был введён спустя 50 лет.
  • С завода Форда без сожалений увольняли рабочих, которые приходили на работу с ароматом «перегара».
  • На заводе отсутствовали «курилки».  Люди старались не только не курить, но и не тратили время на перекуры.
  • Рост автомобильной индустрии повлёк за собой развитие дорожно-строительной промышленности. Потребовалась широкая сеть хороших дорог. А вместе с этим потребовались стоянки, гаражи, парковки, мойки, мастерские по ремонту.

Ничего себе движеньице!!!

  • Необходимость заправки автомобиля дала колоссальный импульс развитию нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностям.
    А тут ещё и потянулась сфера бытового обслуживания: придорожные кафе, ресторанчики, мотели, кемпинги
  • Благодаря деятельности Форда даже в самой глухой местности стали продаваться товары, которые доставлялись туда теми же грузовиками Генри Форда
  • А сервис?  Обыденностью  в практике компании стал лозунг: «Купив наш автомобиль, Вы на многие годы остаётесь под нашей заботой». Форд ввёл перечень узлов, которые либо ремонтировались на месте, либо заменялись целым агрегатом. Качество ремонта взлетело на недосягаемую ранее высоту.

Представляете как это созвучно деятельности сетевика: «Купив наш продукт (БАДы, косметику, кофе и т.д.) Вы на многие годы остаётесь под нашей заботой». Так называемые «послепродажные контакты».

  • В цехах завода соблюдалась чистота и порядок. Генри Форд считал, что это способствует хорошему настроению рабочего, повышению его работоспособности и сохранению здоровья.
Самый популярный автомобиль Генри Форда «Жестянка Лиззи»

Всё это и многое другое поддерживало высокую репутацию компании и конкурсы при наборе рабочих на завод. Работать на заводах Генри Форда считалось большой удачей.

Ни одна личность такого масштаба, и не только такого масштаба, не бывает удобной, белой и пушистой в межличностных отношениях. Вобщем-то Форд обладал сложным характером,  и работать рядом с ним было не просто даже собственному и единственному сыну Эдселу.

Генри не редко мог сорваться на крик, мог применить в беседе рукоприкладство. Увольняя кого-либо из служащих, он никогда не говорил прямо. Он просто громил его рабочее место в прямом смысле этого слова: разбрасывал бумаги, уничтожал мебель. Увидев такое положение дел, служащий понимал, что он уволен.

А уволить Форд мог даже и за то, что человек имел лишний вес и обременён животом. Такому рабочему предлагалось вернуться на завод через определённое время по достижении определённой весовой категории. Сам Генри был всегда худощавым человеком, питался скромно и скудно.

За всю свою жизнь, будучи уже миллиардером, живя в условиях, когда можно было купаться в роскоши, Генри не подарил своей жене практически ни одной драгоценности, не считая той, что была подарена по случаю свадьбы. Это было скромное колье.

Но при этом в возрасте, о котором говорят «седина в бороду, бес в ребро», Генри – этот убеждённый протестант, кичившийся своей набожностью и пуритантством – влюбился! Яркая, красивая, смелая девушка из машинописного бюро его компании стала объектом его страсти.

Их разделяла 30-летняя разница в возрасте. Генри не стеснялся и с Евангелиной Котэ, так звали эту молодую особу, появлялся везде. Он дарил ей роскошные подарки, драгоценности.

Когда эти романтические отношения стали известны и супруге Генри, Кларе, он «нажал на тормоза».  А когда чувства пошли на спад, он сосватал Евангелину за своего инженера и преподнёс молодым роскошный подарок – усадьбу в 300 акров земли, где были и бассейн, и корт, и небольшой аэродром…

Напряжёнными были и его отношения с единственным сыном Эдселом. Будучи в 56-летнем возрасте, Генри передал бразды правления заводом своему сыну. Но это было только на бумаге. Все важные решения принимал он один. На заседаниях правления компании Генри вёл себя, как тиран: высмеивал сына, как президента компании, потешался над любым его предложением.

Таково было его проявление любви. Ведь такую родительскую «школу» он получил от своего отца – Уильяма Форда.

Старик Генри не нашёл слов поддержки и элементарного человеческого тепла, когда его сын был прооперирован. В связи с болезнью раком, Эдселу удалили половину желудка. Узнав об этом, Генри даже не поехал к сыну лично. Он отправил письмо. В письме он писал, что сын ведёт неправильный образ жизни, не то делает, не с теми дружит. В том же письме он написал список мер, которые по мнению Генри, должны были поправить здоровье сына. И в том числе список людей, с которыми Эдселу надлежало подружиться. Заканчивалось письмо призывом:
«Восстанавливай здоровье, сотрудничай со мной!»

Говорят, прочитав это письмо, его взрослый сын плакал. Эдсел Форд умер в возрасте, не достигшем и 50-ти лет.

«Большое видится на расстоянии». Невозможно переоценить роль в истории гениальной Личности, имя которой Генри Форд! Ну, а то, что не всем было удобно работать и жить рядом с ним,  можно назвать простой житейской ситуацией.

Снимите шляпу, господа, вы прикоснулись к гению!

 

Вам понравилась статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с друзьями:
Как гарантированно создать работающий бизнес в Интернет за 3 недели!
Оставьте свой комментарий:
Один комментарий
  1. Евгений

    Потрясающе интересно! Действительно, Генри Форд — это Личность с большой буквы! *THUMBS UP*

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук